Виниловые диски: назад в будущее
Когда говорят о ностальгирующих фанатах виниловых пластинок, то имеют в виду не только людей старшего поколения. В 25 лет тоже испытывают ностальгию по лучшим временам в истории грамзаписи. Люди разного возраста находятся в поиске новых и бывших в употреблении пластинок, покупают усилитель для проигрывателя винила, добиваясь лучшего звучания, к сожалению, новые записи на виниле выходят небольшими тиражами.
Возвращаясь к истокам грамзаписи
Попытки рассказать обо всем, что связано с проигрывателями и пластинками, напоминают афоризм Козьмы Пруткова «Нельзя объять необъятное». Обойти молчанием истоки явления не позволяет уважение к заслугам изобретателей прошлого. Один из них — Томас Эдисон. Он сам был ошеломлен тем эффектом, который произвело запатентованное им в 1878 года устройство для записи и воспроизведения звука.
Первую партию своих «говорящих машин» Эдисон разослал пожилым знаменитостям. Не будем гадать, была ли это рекламная акция. Благодаря этим машинам, мы сейчас можем послушать Льва Толстого, начитывающего свое письмо родственникам. Триумф фонографа был недолгим, уже через 10 лет ему на смену приходит граммофон. До появления электрофона остается менее четырех десятилетий.
Классиков и современников лучше слушать на виниле
Выдающийся русский музыкальный классик Александр Даргомыжский создавал такую музыку, в которой «звук прямо выражал слово». Воспроизвести интонации человеческой речи удалось многим классикам без технологий, облегчающих эту задачу. Американский джазовый музыкант Дюк Эллингтон впервые сумел использовать голос человека, как инструмент.
Первая джазовая грампластинка была записана в одной из студий Нью-Йорка. В марте 1917 года она поступила в продажу. Спустя 95 лет музыкальная смесь, замешанная на африканском фольклоре, получила образное название «язык свободы» (Ирина Бокова, ЮНЕСКО). Истинный поклонник джаза многое бы отдал, чтобы стать обладателем грампластинок с записями «Герцога» Эллингтона и других классиков. Но еще нужен надежный аппарат, который бы не искажал мелодию.
Новые модели проигрывателей начали выпускать после 2000 года в период «винилового ренессанса» всемирно известные японские и немецкие производители. В 1979 году мировым стандартом был признан проигрыватель виниловых пластинок Technics (Япония). Настоящие фанаты винила знают о его коллекционных моделях, появившихся в продаже в середине девяностых годов. Тираж проигрывателей LTD, украшенных позолоченными алюминиевыми пластинами, составил несколько десятков тысяч. Более доступны из линейки Technics модели 1997-2002 года, вобравшие в себя все самое лучшее, что было у предшественников.
«Грэмми» и граммофон
В престижной для музыкантов награде «Грэмми», вручаемой американской Ассоциацией звукозаписывающих компаний в 1958 году, увековечен граммофон. Эта маленькая золотая статуэтка ручной работы выполнена в виде знаменитого аппарата для воспроизведения звука с пластинки.
Первым был удостоен «Грэмми» выдающийся американский кинокомпозитор и дирижер Генри Манчини. Классик всего получил 20 наград Ассоциации звукозаписывающих компаний. На знаменитой церемонии 11 раз чествовали Дюка Эллингтона. В 1968 году «Грэмми» вручили «великолепной четверке» из Ливерпуля.
The Beatles — классика рок-н-ролла, легендарный квартет, официально создавший за восемь лет 13 альбомов. В 1989 году только в СССР был выпущен альбом «Back in the USSR», который записал бывший участник квартета Пол Маккартни. Европейские и американские коллекционеры в то время готовы были отдать за диск $1000 долларов. Одним из самых дорогих в мире считается первый сингл «битлов». Его условная цена постоянно растет, одно время диск оценивали в $200 000.
Приятно возвращаться туда, где никогда не был
В 1982 году в СССР состоялось награждение первого лауреата приза «Золотой диск». Организаторы конкурса учитывали не тиражи пластинки, как на «загнивающем Западе», а «мнение широких кругов общественности». Сейчас 20-25-летние меломаны испытают шок, когда узнают, что «Золотой диск» вручили Центральному музею вождя революции Ленина. Историки тогда поработали над пластинками вместе с коллективом Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия».
В этот «застойный» период советские рок-музыканты давали подпольные концерты в подвалах, записывали свою музыку на рентгеновских снимках.
До перестройки в СССР был составлен «черный список» запрещенных групп. В 1984 году его возглавили «Аквариум», «Алиса» и «Браво». Тиражи грампластинок этих и других рок коллективов были небольшими. Стать обладателем дисков культовых групп в то время удавалось не всем их фанатам.
Для истинного меломана важен как выбор винилового проигрывателя, так и поиск грамзаписей. Это отдельная большая тема.