Музыка как искусство

Музыкальное искусство обладает уникальным свойством: с помощью звуков оно доносит до слушателя мысли и чувства композитора, воплощенные в художественных образах. Конечно, каждый слушатель по-своему воспринимает и понимает музыкальное произведение, составляет собственное мнение о его содержании и средства выразительности в соответствии со своими взглядами, вкусами, опытом. В каждой сфере художественной деятельности человека классификацию по жанрам осуществляют в зависимости от специфики того или иного вида искусства. Например, портретный жанр, пейзаж, натюрморт выделяют только в изобразительном искусстве. Этюд, песня, романс, пьеса присущи нескольким видам искусства: литературе, музыке и театру. Симфония, соната, увертюра, ария, кантата, оратория, хор - только музыке.

Музыкальный жанр - понятие, которое характеризует распределение музыкального многообразия по роду и виду. Музыкальные жанры классифицируют исходя из их происхождения, условий исполнения, восприятия или по многим другим признакам (содержанию, структуре, средствам выражения, составу исполнителей и т.д.). Разные жанры различают по особенностям их содержания и формы, что обусловлено различными жизненными и культурными целями. Например, ритм, темп, мелодика и другие средства выразительности марша замечательно приспособлены к шагу. Совершенно иная цель у колыбельной песни. Она создана для успокоения малыша, убаюкивания его. Вообще, музыковеды считают марш и колыбельную песню первичными жанрами, на основе которых в процессе развития музыки возникали и продолжают возникать новые, дополняя многообразную жанровую палитру. По способу выполнения разделяют вокальные музыкальные произведения и инструментальные. Различают четыре вида музыкального искусства, охватывающие определенный круг жанров. Некоторые жанры одновременно могут принадлежать к различным видам искусства. Например, песня и гимн звучат не только в сольном или ансамблевом, но и в хоровом исполнении. Романс определяют и как камерное вокальное произведение, и как инструментальную пьесу певчего характера. Рапсодию относят и к камерно-инструментальной, и к симфонической музыке.

Классификация музыкальных жанров

По назначению - жанры прикладной, академической и эстрадной музыки. По содержанию бывают лирические, эпические, драматические жанры, а также марш и танец. По месту исполнения - жанры театрального и концертного исполнения, кино и т.д. Музыкальные жанры постоянно обновляются и развиваются.

Итак, музыка это искусство, в котором действительность отражается средствами звуковых художественных образов. Оно нацелено, в первую очередь, на эмоциональную и чувственную сферу человека. Вокальное искусство является древнейшим исполнением музыки. Это искусство передачи художественного содержания музыкального произведения средствами певческого голоса. Посредством слов и интонации звучанию придается эмоциональная выразительность. Пение по количеству исполнителей делится на сольное, ансамблевое в виде дуэта, трио, квартета, квинтета и хоровое. Практикуют пение при наличии инструментального сопровождения и без него, при наличии текста и без слов (вокализ). По манере исполнения пение бывает народное, академическое, эстрадное. По тембру и высоте женское пение бывает сопрано, меццо-сопрано, мужское - тенор, баритон, бас.

Научившись петь, человек стал внимательно прислушиваться к тому, что было вокруг него. Многое, что раньше казалось просто шумом, щебетом птиц, журчанием ручья, шелестом дерева, теперь звучало как музыка. Различные предметы – морская раковина, камыш, туго натянутая тетива охотничьего оружия, камешки, деревяшки для первобытного человека зазвучали, заговорили – превратились в музыкальные инструменты. Ранее других возникли ударные и духовые инструменты, потом струнные и, наконец, смычковые.

До эпохи Возрождения инструментальная музыка имела прикладной, служебный характер, сопровождала различные события жизни. Зарождение и появление музыкальных жанров инструментальной и симфонической музыки было закономерным процессом. Инструментальная музыка исполняется на всевозможных музыкальных инструментах. В древности, когда не было вместительных концертных залов, филармоний для импровизированных концертов любители музыки собирались в своих домах. Так сформировалась камерная музыка. Камерная музыка изначально предназначалась для небольшого количества исполнителей. Для нее важно внимание к внутреннему миру слушателя как личности. Современная камерно-инструментальная музыка оформилась в произведениях венских классических композиторов. Развились такие жанры, как соната и ансамбль, в котором главная роль уделяется струнным инструментам. Слово «сюита» переводится как «последовательность», «ряд». Она представляет собой цикл, состоящий из независимых, контрастных пьес, которые объединяет общая художественная идея. Часто вместо названия «сюита» композиторы употребляют название – «партита». В музыке квартет означает ансамбль, который состоит из четырех участников. Наибольшее распространение получил струнный квартет, в котором пара скрипок, альт и виолончель. Такой состав возник еще в XVIII в., когда исполнители, собираясь по вечерам, упражнялись в игре на струнных музыкальных инструментах. Впоследствии в квартеты стали сочетаться и выдающиеся музыканты. Произведения для струнных квартетов появились начиная с XVIII в. Тогда такие коллективы были достаточно развиты.

В мировой камерной музыке квартеты великих композиторов-классиков прошлых веков и современности занимают почетную нишу. Среди них бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Брамса. Основоположники классического квартета в России – А.П. Бородин и П.И.Чайковский. Достойный вклад в квартетное наследство внесли такие композиторы как Н. Я. Маяковский, Д. Б. Кабалевский, С. С. Прокофьев, М.С. Вайнберг, Д. Д. Шостакович, Б.А.Чайковский и другие. Симфоническая музыка остается одной из важнейших областей музыкального творчества. К возникновению симфонии были готовы музыканты многих стран, но раньше всего она появилась в творчестве композиторов Мангеймский школы. Именно у них термин «симфония» означал оркестровое циклическое произведение. Классическая симфония сформировалась в конце XVIII в., в творчестве Й. Гайдна и В. Моцарта. Венского композитора Й. Гайдна называют «отцом симфонии», поскольку именно в его творчестве этот жанр впервые достиг высокого художественного совершенства.

Симфоническая музыка охватывает множество инструментальных жанров. Симфонический оркестр объединяет инструменты различных групп, дает богатое разнообразие звуковых фантазий, выразительных средств для воплощения в жизнь самых невероятных замыслов. Симфония включает в себя четыре контрастные части, которые объединены в единую по замыслу композицию. Соната известна в камерно-инструментальной музыке как жанр и как одна из самых продвинутых форм инструментальной музыки. В конце 18 в. на первый план по своему значению вышла фортепианная соната. Фортепиано пришло на смену старинного клавесина и воплотило в себе изысканное богатство мелодичных оттенков. Вместе со стремительной скоростью оно обладает и оркестровым звучанием. Эти качества с успехом использовал в своих фортепианных сонатах Л. Бетховен. Он смог добавить своим произведениям симфонический размах и особую масштабность («Аврора», «Аппассионата»). В конце 18 в. стали появляться первые симфонические произведения отечественных авторов. В это же время стали развиваться все жанры инструментальной музыки – от миниатюры до сонаты и симфонии, что ознаменовало формирование и появление русской композиторской школы. Концерт – имеет два значения. Это большое музыкальное произведение виртуозного характера для солиста и публичное исполнение различных музыкальных произведений. Увертюра – инструментальное вступление к театральному спектаклю (опере, балету, кинофильму или оратории и кантаты). Музыкально – театральные жанры. Балет – союз музыки и хореографии. Содержание, мысли и чувства действующих лиц в балете выражаются средствами музыки и танца. Опера и оперетта – музыкально-драматическое представление, где песни и танцы сочетаются с разговорами, диалогами (музыкальная комедия). Мюзикл – музыкальное представление современной музыки, хореографии, оперетты и оперы.

Мюзикл как новый жанр родился случайно в 1886 году. В одном из Нью-Йоркских музыкальных театров возник пожар, вследствие которого артисты потеряли работу. Продюсер попросил помощи у своего коллеги – режиссера драматического театра. Они создали необычный спектакль, который шел в течение пяти часов, но публика до конца спектакля с восторгом воспринимала действие. Благодаря удачному эксперименту представления нового жанра быстро распространились на театральных подмостках США. Многие из мюзиклов получили высокохудожественное кинематографическое воплощение.

Первоначальное значение слова хор – хороводный танец с пением. Современное хоровое искусство предполагает организованное коллективное исполнение музыкальных произведений, предназначенных для пения. Хорами называют и музыкальные произведения для таких певческих коллективов. Хоровое пение это массовый вид музыкального искусства. Он издавна был неотъемлемой частью культовых религиозных служб. Профессиональное хоровое искусство известно с античных времен. Эта культура присуща многим европейским народам. Церковная и мировая хоровая музыка получила должное развитие и в России. Хоровое исполнение без музыкального сопровождения получило название акапелла. Хоровое пение бывает одноголосым и многоголосым. Среди хоровых жанров основными считают кантату и ораторию – музыкальные произведения концертного типа.

Кантата является вокально-инструментальным произведением для солиста, хора и целого оркестра. Чаще всего она состоит из отдельных арий, подобных монологам в драматическом произведении, и начинается оркестровым вступлением. Кантата включает в себя речитатив, мелодическую декламацию, основанную на языковых интонациях, акцентах и паузах. Это тематически объединенные музыкальные номера в исполнении небольшой группы певцов и хора. Оратория это масштабное музыкальное произведение для хора, солистов и симфоничного оркестра. Главное отличие от кантаты это впечатляющая масштабность и развернутый драматический сюжет, присущий опере. Оратория предназначена для чисто концертного исполнения без декораций, сценической игры и костюмов. Реквием это вокальное или вокально-инструментальное произведение скорбно-патетического звучания. Корни жанра достигают традиций поминальных народных песен-причитаний.

Народный хор – особый тип хора, отличающийся как от академических, так и от церковных хоров манерой пения. Особенность этой манеры открытое пение, благодаря которому достигается особенно яркий тембр звучания. Как и любое искусство, музыка выражает такие переживания людей, как горе, счастье, надежды, мечты. Если сравнивать с другими видами искусства подобное выражение чувств довольно субъективно. Интонационно-образная смысловая окраска музыкальных произведений достаточно абстрактное понятие.

Музыка – искусство динамичное, не постоянное, а по восприятию – слуховое. Специфическим является и ее художественное выражение. Если живопись это – краски и оттенки. Литература – слова и мысли. Хореографии – движения и красота тела. Музыка – это прекрасное художественно организованное звучание. Музыка проходит сложный тернистый путь от создателя к слушателю. Кроме создания и записи музыки, ее необходимо еще воссоздать. Таким образом, мы выяснили, что музыка проходит два этапа профессионального творчества – композиторский и исполнительный. Именно от таланта и мастерства исполнителя зависит окончательный результат трудов композитора.

     
Регистрация Cогласие на обработку персональных данных
Смена пароля
Cогласие на обработку персональных данных